Как распознать аутизм у детей, виды и лечение

фото 1У некоторых малышей с ранних лет могут наблюдаться странности в поведении. Отсутствие эмоций, сложности в общении не только со сверстниками, но и с родственниками, безразличие к происходящему ― все это выделяет особенных детей из общей массы, например, в детском саду.

Аутизм не считается заболеванием, это лишь нарушение развития на психическом уровне, приводящее не только к расстройству речевой функции и обычной моторики, но и к проблемам с социальной адаптацией.

Кто такие аутисты

Аутизм — заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического развития. При ранней диагностике аутизма у детей лечение может иметь заметные результаты, и главная направленность терапии — обучение и социализация ребенка. С распознанием и лечением аутизма в России ситуация не простая, своевременное диагностирование и коррекция аутизма становится в первую очередь задачей родителей.

Еще в середине прошлого века аутизм был довольно редким недугом. Но со временем выявляется все больше детей, страдающих им. Показательна статистика, приводимая в США, где этой болезнью занимаются вплотную. В 1970-х было соотношение один аутист на 10 тысяч детей, 15 лет назад — один на 250 детей, сейчас — один на 88 детей или один аутист на 52 мальчика и 250 девочек.

В России официальных данных по количеству детей-аутистов нет: такой подсчет не ведется. По приблизительным меркам, «детей дождя» в нашей стране десятки тысяч и от Америки мы отличаемся мало.

Как распознать недуг

фото 4

Ранний детский аутизм можно разделить на группы по основному признаку:

  1. Полная отрешенность от окружающего мира и происходящих событий. Малышу дискомфортно при общении с любыми людьми, даже мамой, он избегает взгляда в глаза, не любит телесных контактов, никогда и никому не улыбается. В младенческом возрасте такой ребенок обычно не реагирует даже на чувство голода и необходимость смены подгузника.
  2. Тщательная избирательность контактов, строго ограниченные рамки поведения и активное отвержение окружающего мира. Общается такой малыш всего с 1-2 людьми, и чаще всего ими являются родители (иные ближайшие родственники). Он привыкает к окружающей его обстановке, к одной одежде и даже к еде. При этом любое, даже незначительное, отклонение от имеющейся для него нормы приводит к нервному срыву. Перестановка одного предмета в комнате, нарушение привычной диеты (попытка накормить другими продуктами), новая одежда вызывают у такого малыша панический страх, на который он реагирует совершенно неоправданной и сильной агрессией.
  3. Малыш полностью захвачен определенным аутистическим интересом. Он стремится спрятаться ото всех и от мира, отгородившись каким-либо занятием. Интересы детей этой группы не относятся к познавательной сфере, они имеют иной характер, устрашающий, мрачный и даже агрессивный. Например, малыш рисует, но всегда одну и ту же, картинку (на протяжении многих лет), обычно одноцветную, в большинстве случаев черную. Он воспринимает разговор лишь на определенную тему и может часами сидеть, монотонно раскачиваясь из стороны в сторону, не реагируя при этом даже собственное имя.

К отдельной группе можно отнести детский аутизм в легкой форме. Отличительной чертой этого вида проблемы являются то, что малыш избегает любых отношений с людьми, если ощущает какие-либо преграды, напряженность или недомолвки с их стороны.

Он очень раним, сильно зависит от внимания других людей, любую мелочь сразу воспринимает как трагедию и замыкается в себе, избегая в дальнейшем контакта с этим человеком. Взаимодействовать с окружающим миром, общаться с другими детьми в детском саду, как и со взрослыми такому ребенку очень сложно.

Нарушение социальных контактов и взаимодействий

Является основной характеристикой поведения детей с аутизмом и встречается в 100 процентах. Дети-аутисты живут в своем собственном мире, и преобладание этой внутренней жизни сопровождается уходом от внешнего мира. Они некоммуникабельны, активно избегают своих сверстников.

фото 3Первое что может показаться странным маме, так это то, что ребенок практически не просится на руки. Грудные дети (дети до года) отличаются инертностью, малоподвижностью. Они не так оживленно, как другие дети, реагируют на новую игрушку. У них слабая реакция на свет, звук, они также могут редко улыбаться. Комплекс оживления, присущий для всех маленьких детей, у аутистов отсутствует или слабо развит. Малыши не откликаются на свое имя, не реагируют на звуки и другие стимулы, что часто имитирует глухоту. Как правило, в этом возрасте родители впервые обращаются к сурдологу (специалисту по проблемам со слухом).

На попытку вступить в контакт ребенок реагирует по-разному. Могут возникать приступы агрессии, формироваться страхи. Одним из самых известных симптомов аутизма является отсутствие зрительного контакта. Однако он проявляется далеко не у всех детей, а встречается в более тяжелых формах, поэтому ребенок игнорирует и этот аспект социальной жизни. Иногда ребенок может смотреть как бы сквозь человека.

Принято считать, что все дети-аутисты не способны проявлять эмоции. Однако это не так. Действительно, у многих из них эмоциональная сфера очень бедна — они редко улыбаются, а выражение лица у них одно и то же. Но также есть дети с очень богатой, разнообразной, а иногда и не совсем адекватной мимикой.

По мере взросления ребенок может углубляться в свой мир. Первое, что привлекает внимание – это неумение обращаться к членам семьи. Ребенок редко обращается за помощью, рано начинает самостоятельно обслуживать себя. Ребенок-аутист практически не пользуется словами «дай», «возьми». Он не контактирует физически — при просьбе отдать тот или иной предмет, он не дает в руки, а бросает. Таким образом он ограничивает свое взаимодействие с окружающими людьми. Большинство детей также не переносят объятий и других физических контактов.

Наиболее явно проблемы дают о себе знать, когда ребенка ведут в садик. Тут при попытке приобщить малыша к другим детям (например, посадить их за одни общий стол или вовлечь в одну игру) он может давать различные аффективные реакции. Игнорирование окружения может быть пассивным или же активным. В первом случае дети просто не проявляют интерес к окружающим детям, играм. Во втором случае они убегают, прячутся или действуют агрессивно в отношении других детей.

Ограниченные интересы и особенности игры

Одна пятая детей-аутистов игнорирует игрушки и все виды игровой деятельности. Если же ребенок и проявляет интерес, то это, как правило, к одной игрушке, к одной телевизионной передаче. Ребенок не играет вовсе либо играет однообразно.

Грудные дети могут длительное время фиксировать свой взгляд на игрушке, но при этом не тянуться к ней. Дети постарше могут часами наблюдать за солнечным зайчиком на стене, движением машин за окном, десятки раз просматривать один и тот же фильм. При этом поглощенность детей этим занятием может настораживать. Они не теряют интерес к своему занятию, иногда производя впечатление отрешенности. При попытке оторвать их от занятия, выражают недовольство.

Игры, требующие фантазии и воображения, редко привлекают таких детей. Если у девочки есть кукла она не будет ее переодевать, усаживать за стол и знакомить с другими. Ее игра ограничится однообразным действием, например, расчесыванием волос у этой куклы. Это действие она может проделывать десятки раз за день. Даже если ребенок и проделывает несколько действий со своей игрушкой, то всегда в одной и той же последовательности. Например, девочка-аутист может расчесывать, купать и переодевать свою куклу, но всегда в одном и том же порядке, а никак иначе. Однако, как правило, дети не играют со своими игрушками, а больше сортируют их. Выстраивать и сортировать свои игрушки ребенок может по различным критериям — цвету, форме, размеру.

Дети-аутисты отличаются от обычных детей еще и спецификой игры. Так, их не занимают обычные игрушки. Внимание аутиста больше привлекают предметы домашнего обихода, например, ключи, кусочек материала. Как правило, эти предметы издают их любимый звук или же обладают их любимым цветом. Обычно такие дети привязаны к выбранному объекту и не меняют его. Любая попытка разлучить ребенка с его «игрушкой» (поскольку порой они могут быть опасны, например, если речь идет о вилке) сопровождается реакциями протеста. Они могут выражаться в выраженном психомоторном возбуждении или же, наоборот, уходом в себя.

фото 2Интерес малыша может сводиться к складыванию и выстраиванию игрушек в определенной последовательности, к пересчитыванию машин на стоянке. Иногда у детей-аутистов могут быть даже различные увлечения. Например, коллекционирование марок, роботов, увлечение статистикой. Отличием всех этих интересов является отсутствие социального содержимого. Детей не интересуют люди, изображенные на марках или страны, откуда они присланы. Они не интересуются игрой, но их могут привлекать различные статистические данные.

В свои увлечения дети никого не впускают, даже таких же, как и они аутистов. Иногда внимание детей привлекают даже не игры, а определенные действия. Например, они могут через определенные промежутки включать и выключать кран, чтобы смотреть, как течет вода, включать газ, чтобы посмотреть на языки пламени.

Гораздо реже в играх детей-аутистов наблюдается патологическое фантазирование с перевоплощением в животных, неодушевленные предметы.

Склонность к повторяющимся действиям (стереотипиям)

Повторяющиеся действия или стереотипии наблюдаются у 80 процентов детей, больных аутизмом. При этом стереотипии наблюдаются как в поведении, так и в речи. Чаще всего это двигательные стереотипии, которые сводятся к однообразным поворотам головы, подергиванию плечам, сгибанию пальцев. При синдроме Ретта наблюдается стереотипное заламывание пальцев, мытье рук.

  • включение и выключение света;
  • пересыпание песка, мозаики, круп;
  • раскачивание двери;
  • стереотипный счет;
  • разминание или разрывание бумаги;
  • напряжение и расслабление конечностей.

Стереотипии, наблюдаемые в речи, называются эхолалией. Это могут быть манипуляции со звуками, словами, словосочетаниями. При этом дети повторяют слова, услышанные от родителей, по телевизору или из других источников без осознания их смысла. Например, при вопросе «будешь сок?», ребенок повторяет «будешь сок, будешь сок, будешь сок».

Или же ребенок может спрашивать один и тот же вопрос, например:
Ребенок — «Куда идем?»
Мама – « В магазин».
Ребенок – «Куда идем?»
Мама – « В магазин за молоком».
Ребенок – «Куда идем?»

Эти повторения неосознанны и прекращаются порой только после перебивания ребенка аналогичной фразой. Например, на вопрос «Куда идем?», мама отвечает «Куда идем?» и тогда ребенок останавливается.

Часто наблюдаются стереотипии в еде, одежде, маршрутах прогулок. Они приобретают характер ритуалов. Например, ребенок всегда идет одной и той же дорогой, предпочитает одну и ту же еду, одежду. Дети-аутисты постоянно выстукивают один и тот же ритм, вертят в руках колесико, раскачиваются под определенный такт на стуле, быстро перелистывают страницы книг.

Стереотипии затрагивают и другие органы чувств. Например, вкусовые стереотипии характеризуются периодическим облизыванием предметов; обонятельные – постоянным обнюхиванием предметов.

По поводу возможных причин такого поведения существует множество теорий. Сторонники одной из них рассматривают стереотипии как вид самостимулирующего поведения. Согласно этой теории тело ребенка-аутиста является гипочувствительным и поэтому оно проявляет самостимуляцию, для того чтобы возбудить нервную систему.
Сторонники другой, противоположной концепции, считают, что окружающая среда является гипервозбудимой для ребенка. С целью успокоить тело и устранить воздействие окружающего мира ребенок использует стереотипное поведение.

Нарушения вербального общения

Нарушение речи, в той или иной степени, встречается при всех формах аутизма. Речь может развиваться с задержкой или же не развиваться вообще.

Расстройства речи наиболее ярко выражены при раннем детском аутизме. В этом случае может отмечаться даже явление мутизма (полное отсутствие речи). Многие родители отмечают, что после того как ребенок начал нормально говорить, он замолкает на определенное время (год и более). Иногда даже на начальных этапах ребенок в своем речевом развитии опережает своих сверстников. Затем с 15 – 18 месяцев наблюдается регресс — ребенок перестает говорить с окружающими, но при этом полноценно говорит сам с собой или во сне. При синдроме Аспергера речь и когнитивные функции частично сохраняются.

В раннем детском возрасте может отсутствовать гуление, лепет, что, конечно же, сразу насторожит мать. Также отмечается редкое использование жестов у малышей. По мере развития ребенка часто отмечаются нарушения экспрессивной речи. Дети неправильно используют местоимения, обращения. Чаще всего они называют себя во втором или третьем лице. Например, вместо «хочу есть» ребенок говорит «он хочет есть» или «хочешь есть». К себе он также обращается в третьем лице, например, «Антону нужна ручка». Часто дети могут использовать отрывки из разговора, услышанного у взрослых или по телевизору. В обществе ребенок может вообще не пользоваться речью, не отвечать на вопросы. Однако наедине с самим собой он может комментировать свои действия, декларировать стихи.

Рекомендуем ознакомиться:  Что такое апатия и как с ней бороться

Иногда речь ребенка приобретает вычурный характер. Она изобилует цитатами, неологизмами, необычными словами, командами. В их речи преобладает аутодиалог и склонность к рифмованию. Речь их часто монотонна, без интонации, в ней преобладают комментирующие фразы.

Также речь аутистов часто характеризуется своеобразной интонацией с преобладанием высоких тонов в конце предложения. Нередко наблюдаются вокальные тики, фонетические расстройства.

Задержка речевого развития часто является причиной обращения родителей ребенка к логопедам и дефектологам. Для того чтобы понять причину речевых расстройств необходимо выявить, используется ли речь в данном случае для общения. Причиной речевых расстройств при аутизме является нежелание взаимодействовать с окружающим миром, в том числе и посредством разговора. Аномалии речевого развития в данном случае отражают нарушение социального контакта детей.

Причины возникновения аутизма

До сегодняшнего дня ученые не могут найти точные причины того, почему некоторые малыши рождаются с аутизмом. Теорий немало, но, ни одна из них не имеет клинического подтверждения. Многие специалисты склоняются к мнению, что появление аутизма является наследственным фактором, поскольку в большинстве случаев он обнаруживается в возрасте до 3 лет.

Но подтверждения этому нет, как и объяснения тому, что малыши с этим отклонением иногда рождаются и в полностью здоровых благополучных семьях.

Согласно медицинской статистике детский аутизм чаще всего наблюдается у первенцев, и это не зависит от возраста родителей (как, например, в случаях синдрома Дауна). Малыш с этим психическим отклонением может появиться и у молодой здоровой матери.

Часто врачи связывают ранний детский аутизм различной степени с нарушением внутриутробного развития младенца, например, вследствие перенесенного мамой при беременности заболевания.

Ветрянка, корь, краснуха, как и многие другие инфекции вирусного характера, вполне могут дать такие последствия для развивающегося организма, поскольку часто вызывают изменения в строении головного мозга крохи. Однако точного подтверждения этой теории тоже нет.

Еще одно мнение врачей гласит, что причиной приобретенного аутизма могут быть травмы в родах и различные повреждения головы младенца. Сотрясение мозга, черепно-мозговые нарушения, например, при падении, аварии или вследствие перенесенных заболеваний в возрасте до 2-3 лет, могут привести к появлению не только легкой степени аутизма, но и к более серьезной его форме.

Иногда случается и так, что психически больные дети, имеющие нарушение эмоционального фона и отличающиеся его хрупкостью, могут просто закрыться внутри себя, отгородившись от внешнего мира под действием каких-либо неблагоприятных факторов (потеря близких, сильный испуг, скандалы и напряженная обстановка в семье).

Диагностика аутизма

фото 6Выявить аутизм бывает непросто, поскольку многие симптомы могут присутствовать и у полностью здоровых малышей при отсутствии необходимого воспитания (капризы, крики, агрессия, истерики, отсутствие реакции на элементарные требования), что и затрудняет своевременную постановку диагноза.

Чаще всего выявление именно психического нарушения проводится уже достаточно поздно, в возрасте 3-5 лет, путем постоянного наблюдения за поведением маленького пациента и проведения специальных тестов, в том числе и для родителей.

Диагностика аутизма у детей сегодня позволяет выявить разные виды проблемы, перечисленные ниже.

Синдром Каннера

В этом случае у ребенка проявляется целый ряд симптомов и отклонений в тестах, в частности:

  • игнорирование внешнего мира и каких-либо раздражителей, если они не причиняют боли;
  • малыш не может полноценно контактировать с людьми уже с момента рождения;
  • коммуникативное использование обычной речи недостаточно, при этом часто наблюдается «попугайное повторение» (по Каннеру) определенного слова;
  • ребенок избегает зрительного контакта и очень боится любых изменений в окружающем его пространстве;
  • отсутствует или задерживается личностное развитие, ребенок не может обособить себя;
  • часто наблюдаются игры стереотипного характера с использованием совершенно неигровых предметов.

При синдроме Каннера клиническая симптоматика проявляется обычно не позже 2-3 лет, но используя перечисленные параметры в диагностике важно:

  • выстраивать исследование именно на синдромологическом уровне, не делая упора на формальной фиксации определенного симптома;
  • четко понимать разницу между нежеланием ребенка контактировать с окружающими и его неспособностью к этому;
  • принимать во внимание то, что задержки развития в разных сферах являются именно результатом неспособности ребенка к социальному контактированию и восприятию информации.

Наиболее заметными такие нарушения становятся к возрасту 2-3 лет, когда малыш и попадает к специалисту, но при этом родители часто не могут четко обозначить наблюдаемую симптоматику, ограничиваясь односложными фразами, характеризующими поведение крохи.

Бывает и так, что мама долго не обращает внимания на пассивность малыша, на отказ от продуктов определенного цвета или типа, на избирательность в пище, на нежелание контактировать с людьми, на отсутствие речи и восприятия звуков, считая это не отклонением, а капризами — не обращается к специалисту и проводит тесты.

Часто понимание того, что такое поведение малыша ненормально, появляется лишь после рождения второго (здорового) ребенка, который резко отличается от первенца.

Синдром Аспергера

Таких детей выделяет стереотипный, своеобразный круг личных интересов, который четко ограничен и обычно не воспринимается другими детьми. Ребенок не может учитывать реальность, не воспринимает происходящие события и окружающих людей.

Поведение малышей с аутизмом этого типа отличается импульсивностью, частым состоянием аффекта, странностью желаний и привязанностей, неустойчивостью внимания. У них может обнаружиться тенденция к странному, абсолютно не стандартному мышлению и пониманию окружающего мира, совершенно несвязанному с логикой.

При восприятии информации внимание ребенка может полностью отсутствовать или быть неустойчивым, при этом даже простейшие для своего возраста тесты он выполнить не может. Логическое мышление иногда проявляется, но репродуцировать его в определенный момент практически невозможно, например, если попросить малыша из 3-4 предметов убрать лишний, он не сможет выполнить задачу, но позднее неосознанно сам возьмет именно эту вещь.

При синдроме Аспергера тесты обычно не показывают задержки в развитии речи, если сравнивать с другими типами аутизма. Внешне такие дети привлекают внимание застывшей мимикой лица, отрешенностью образа, взглядом, погруженного в себя человека, скользящим мимо предметов и сквозь них, почти полным отсутствием жестов.

Иногда ребенок с этим типом аутизма может неосознанно разговаривать стихами, меняя при этом тембр голоса. Они не привязываются к людям, но остро чувствуют чужую обстановку вокруг и ведут себя спокойно только дома. Темп и ритм улавливают слабо, но именно в этом случае при программе коррекции хорошие результаты показывает музыкальная терапия для детей с аутизмом. При обучении в детском саду такой малыш способен выполнять простейшие тесты, но делает это обычно автоматически, не осознанно.

Синдром Ретта

фото 5Проявиться этот тип аутизма может от 8 до 30 месяцев жизни малыша. Происходит это обычно неожиданно, без особых причин, часто при нормальном состоянии ребенка и иногда при имеющейся задержке развития моторики незначительного характера.

При синдроме Ретта здоровый малыш начинает быстро деградировать, при этом не только останавливается развитие, а утрачиваются все навыки, которые он успел приобрести ранее. Всего за полгода ребенок теряет имеющийся речевой запас и то, чему успел научиться за время своей жизни.

К концу этого периода в кистях рук крохи появляются определенные циклические неконтролируемые движения, обычно моющего характера, после чего состояние начинает ухудшаться, дополняясь атаксией, атрофией мышц, дистонией, искривлением позвоночника, кифозом, утратой способности брать и удерживать предметы.

Малыш перестает жевать, поэтому его переводят на жидкую диету, кормя из бутылочки, поскольку остается лишь врожденный рефлекс сосания и по-другому он принять пищу не может. Часто наблюдаются расстройства дыхания, что может потребовать срочной медицинской помощи.

У каждого третьего ребенка с синдромом Ретта со временем появляются приступы, похожие на эпилепсию.

Обычно в возрасте 5-6 лет у маленьких пациентов тесты показывают ослабление симптомов и некоторые улучшения, что дает родителям (к сожалению ложную) надежду на излечение, ведь малыш начинает повторять некоторые слова и даже играть в примитивные игры, но этот период быстро проходит, сменяясь ухудшением состояния.

Начинается разрушение всех моторных навыков, в некоторых случаях даже ходьбы, что свойственно тяжелым заболеваниям ЦНС. В дальнейшем нарушается способность к движению, утрачивается мышечный тонус, наступает глубокое слабоумие.

Среди всех типов аутизма синдром Ретта считается самым тяжелым. Почему он возникает на фоне нормального развития малышей ― медицине неизвестно. Современные педагоги специального направления утверждают, что оказать помощь детям с синдромом Ретта невозможно, поскольку он не поддается корректировке никакими программами.

Атипичный аутизм

По признакам этот тип нарушения во многом схож с синдромом Каннера, но при этом всегда отсутствует один или сразу несколько симптомов, по которым проводится диагностика.

Для атипичного аутизма характерны:

  • стереотипность, ограниченность и постоянное повторение в поведении;
  • неспособность к общению и четкое нарушение любого типа социального взаимодействия;
  • проявление признаков аутизма в возрасте старше 3 лет.

Атипичный аутизм обычно появляется у малышей, имеющих тяжелые расстройства речевого аппарата специфического характера, а также умственную отсталость.

Лечение

Полностью вылечить такое нарушение нельзя, но в большинстве случаев его можно скорректировать, сгладив симптомы. Однако процесс этот долгий и очень трудный, истощающий родителей не только физически, но и морально, и далеко не всегда приводящий к успеху.

фото 7Лекарственные препараты в этом случае бесполезны, они могут лишь немного ослаблять сопутствующие симптомы. Как показывают проведенные тесты, основным лечением при аутизме является психиатрическая терапия и помощь в социальной адаптации.

Многие исследования этой сферы психических нарушений не смогли дать точную картину определенной методики лечения маленьких пациентов, поскольку каждый из случаев уникален и требует индивидуального подхода от специалистов и родителей.

Но как показали многие тесты, в большинстве случаев специальная музыкальная терапия для детей с аутизмом дает немало положительных результатов, выраженных в виде улучшения не только моторики и речи, но и в появлении самоопределения, некоторой уверенности в себе, в социальной адаптации и общении с людьми.

Ежедневные сеансы специально подобранной музыки и звуков природы помогают улучшить сенсорное восприятие, познание, открыть в ребенке особые стороны и таланты. На агрессивных детей с неадекватностью поведения методика оказывает, прежде всего, успокаивающее действие. Такая терапия практикуется уже несколько десятков лет.

Образ жизни малышей с аутизмом требует соблюдения некоторых строгих правил:

  • Воспитание и обучение таких детей должно проходить не только дома и в лечебных учреждениях, но и на специальных занятиях. Родителям важно водить к психологу не только малыша, но и самим посещать консультации, ведь занятия с ребенком, не приносящие особых видимых результатов, сильно сказываются и на их моральном состоянии.
  • Важно найти для крохи квалифицированного психиатра. Он должен быть один, поскольку малыши с аутизмом тяжело привыкают к людям, и смена специалистов не пойдет на пользу его состоянию.
  • Следует разработать строгий распорядок дня и четко его придерживаться, поскольку основу терапии составляет постоянное (ежедневное) повторение одних и тех же действий, чтобы необходимый навык закрепился и не был утрачен в дальнейшем.
  • Родителям такого ребенка необходим отдых и общение с близкими других малышей с такой же проблемой. Существуют специальные группы психологической помощи в таких ситуациях, где люди могут не только поговорить, но и поделиться опытом, посоветоваться, найти поддержку.
  • Пытаясь привлечь внимание малыша и завладеть им, нельзя повышать голос или менять интонацию, нужно полностью сохранять спокойствие.
  • Запрещается лишать малыша привычной для него обстановки, это может привести к нервному срыву и ухудшению состояния.

Прогнозов при аутизме ставить нельзя, поскольку каждый случай уникален и совершенно непредсказуем. Родителям важно сразу понять и принять тот факт, что полностью вылечить ребенка не получится, а потому не нужно ждать, что через месяц или два все пройдет и малыш станет полностью нормальным.

Напрасные ожидания обычно приводят к тяжелым разочарованиям и отчаянью, а здесь нужно максимально сохранять выдержку и спокойствие.

Видео по теме